Лучше поздно, чем никогда...

Авиация и спорт № сентябрь-октябрь , 2012

  Наконец свершилось то, о чем старожилы отечественной гражданской авиации говорили в течение последних 20-ти лет,-российские официальные лица заявили о серьезных намерениях модернизировать "Аннушку", легендарный "кукурузник" Ан-2. Видимо, действительно наступило время "...собирать камни"...
  Люди старшего поколения помнят, каким "народным" самолетом был Ан-2. Во всех уголках нашей Родины можно было его увидеть, и не только увидеть, а и полетать в качестве пассажира. Этот самолет, как бы незаметно, объединял великую страну и людей, позволяя им быть ближе друг к другу.
  Время, как лучший эксперт, подтвердило правильность оригинальных технических решений, заложенных в конструкцию этого самолета его создателем-О.К. Антоновым. Развитие их дальше, придать самолету Ан-2 современный вид, оснастить современными приборами и оборудованием-достойная задача для нынешнего поколения авиаконструкторов.
  одним из мест, где хорошо понимают важность сохранения для страны уникального самолета Ан-2, является Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ (МАРЗ), расположенный на подмосковном аэродроме "Черное". Во многом именно благодаря его работникам удалось сохранить эти самолеты в России. Более половины летающего парка Ан-2 получили продление летной жизни на МАРЗе. Это предприятие творчески подходит к вопросу ремонта авиационной техники, постоянно совершенствуя технологию восстановления деталей и узлов, а так же осваивая новые для себя технологии по их изготовлению.
  Предприятие много лет ремонтирует самолеты Ан-2 и авиадвигатели АШ-62ИР в крайне сложных для себя условиях. Действительно, ОКБ им. О.К.Антонова находится на Украине, заводы-изготовители планера и двигателя-в Польше. Все это сейчас для нас заграница и любое решение о техническом сопровождении или поставке запасных частей ремонтникам приходится согласовывать "на международном уровне".
  Выпуск из ремонта самолетов Ан-2 и двигателей АШ-62ИР на МАРЗе не прерывался все эти годы, а заявки авиакомпаний удовлетворялись полностью. Для повышения качества ремонта и надежности самолетов Ан-2 на МАРЗе стали использовать синтетическую ткань для обтяжки крыльев и рулей, что позволило увеличить самолету межремонтный ресурс. Для снижения затрат авиакомпаний, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, специалисты МАРЗа стали выполнять ремонт самолетов Ан-2 с выездом на место их базирования. Освоение покраски самолетов Ан-2 современными лако-красочными материалами и полиуретаном позволило придать самолету более привлекательный внешний вид.
  Несколько лет назад МАРЗ посетили руководители гражданской авиации Республики Куба, которые выразили готовность приобрести отремонтированные самолеты Ан-2 при условии их транспортировки на экспорт морем. Здесь следует заметить, что для этой цели ранее использовались специальные нестандартные контейнеры, которые в настоящее время отсутствуют, а их изготовление стоит дорого. За короткое время специалисты МАРЗа решили, как можно упаковать самолет Ан-2 в стандартные 40-футовые морские контейнеры, чем значительно снизили стоимость их транспортировки на дальние расстояния. Как результат-получение выгодного и длительного контракта от зарубежного заказчика.
  На МАРЗе работают люди, которым не безразлична судьба "Аннушки", они с интересом и пониманием думают, как улучшить летные эксплуатационные качества этого уникального самолета. Энтузиасты МАРЗа а экспериментальном порядке изготовили и испытали на гидроаэродроме ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского поплавки из стеклопластика (на сегодняшний день самые большие в мире-9,6м) для водного варианта самолета Ан-2(В). Они демонстрировались на МАКСе и пользовались большим интересом у посетителей выставки.
  О проблемах ремонторизации самолета Ан-2, т.е. замены имеющегося поршневого авиадвигателя АШ-62ИР на турбовинтовой, на МАРЗе тоже знают не понаслышке. На заводе в настоящее время находится самолет Ан-3 авиакомпании "Авиалифт" (г. Владивосток) подготовленный для эксплуатации а Антарктиде. Для этого авиаремонтники освоили новый для себя прогрессивный вид работ-техническое обслуживание по форме ТО-2000, которое позволяет выполнять эксплуатацию самолета по техническому состоянию. всего промышленность изготовила 24 таких самолета и теперь в центре России будет сертифицированный технический центр, где всегда готовы их принять и продлить им летный ресурс.
  Специалисты МАРЗа также ознакомились с работами, проводимыми на базе СибНИА им. С.А. Чаплыгина (г. Новосибирск) по установки на Ан-2 двигателя Garrett TPE-331-12UG (фирмы Honewell, США). Безусловно, это хороший вариант для ремоторизации, так как двигатель надежен и экономичен. МАРЗ подписал с СибНИА протокол о совместной деятельности по продвижению данного проекта.
  Еще один проект ремоторизации Ан-2 реализуется на Украине специалистами А/О "Мотор Сич". Разработанные здесь специально для этого самолета новые турбовинтовые авиадвигатели МС-14 имеют,по предварительным оценкам специалистов, хорошие технические и эксплуатационные данные. вопросы согласования технической документации могуть быть решены довольно быстро (т.к. ОКБ по самолету и двигателю находятся на Украине).
  Оба данных проекта одинаково интересны для России, так как позволят восстановить на новом техническом уровне большой парк простаивающих сегодня самолетов Ан-2 крайне востребованных в нашей стране.
  Не забывают на МАРЗе и штатный двигатель самолета Ан-2-поршневой АШ-62ИР. Его главное достоинство-высокая приемистость-является определяющим условием для применения сельхозавиации. К сожалению, отсутствие в России "своего" авиационного бензина плохо влияет на "экономические" показатели АШ-62ИР..., но, возможно, ситуация с бензином тоже изменится к лучшему. Работники МАРЗа делают все, чтобы сохранить данный двигатель в эксплуатации. При восстановлении и изготовлении деталей используются самые новые технологии: газовое напыление, лазерная резка и пр.
  В заключении стоит сказать, что все мы с надеждой смотрим в будущее нашей авиации. Ан-2-это наша гордость, и шаги по его возрождению правильные и своевременные. МАРЗ готов вложить свою лепту в это благое дело.            

Возврат к списку

© 2008 МАРЗ ДОСААФ   ГЛАВНАЯ   |   КАРТА САЙТА   |   ПОИСК   |   КОНТАКТЫ   |   ТАРИФЫ  
Разработка и поддержка
eFuture Web Services