МАРЗ: 65 лет в спортивной форме

Авиапанорама № 2(44), 2004

Московский авиационно-ремонтный завод (МАР3) РОСТО в мае этого года отмечает свой 65-петний юбилей. Находясь в системе ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ, а теперь - РОСТО(ДОСААФ), завод ремонтировал наиболее массовые легкие самолеты По-2, Як-18А, Як-18У, Ан-2, планеры КАИ-15, КАИ-17, с конца 60-х - вертолеты Ми-1, Ми-4, а с 1979r. - Ми-2 и двигатели АИ-26В, АШ-62ИР.

Ceгoдня МАР3 - экономически стабильное и развивающееся авиаремонтное предприятие, производящее в полном объеме капитальный ремонт вертолетов Ми-2 и самолетов Ан-2, а также ИХ агрегатов. О сегодняшнем дне завода рассказывает его директор Валерий Смирнов, сумевший возродить предприятие, тонувшее в волнах перестройки.

 

«АП»: Валерий Михайлович, в канун 60-летия завода мы знакоми­ли читателей с состоянием дел на Вашем предприятии, проблемами и планами на будущее. Что удалось сделать за истекшие шесть лет?

В.С.: Московский авиационно-ре­монтный завод имеет славную исто­рию, по которой можно проследить развитие всей отечественной легко­моторной авиации.

Распад Советского Союза, вступ­ление России в эпоху рыночной эко­номики сильно ударили и по нашему предприятию. В 1995 г., вступив в должность директора, я столкнулся с проблемами, характерными для об­щей экономической ситуации в стра­не. Это и падение объемов производ­ства, и отток профессиональных кад­ров, и неплатежи. Особый характер носили проблемы, связанные с тем, что производители комплектующих и запчастей находились в Польше.

В 1991 г. мы ремонтировали толь­ко авиатехнику РОСТО (сегодня эти заказы снизились до 10%). В период с 1993 по 1996 г. объемы производ­ства сократились до 35% по сравне­нию с пиковыми в 1991г. Числен­ность сотрудников предприятия уменьшилась почти втрое. Ситуация требовала принятия кардинальных решений.

Мы начали с создания современ­ной структуры управления заводом. Привели в надлежащий вид состоя­ние производственных помещений, привлекли новых заказчиков, эксплу­атирующих самолеты Ан-2 и вертоле­ты Ми-2. Вместе с этим занимались вопросами расширения номенклату­ры услуг и видов деятельности.

В августе 1998 г. завод приступил к освоению капитального ремонта Ан-2. К концу года были отремонтированы первые три самолета и предъявлены государственной комиссии для серти­фикации. Освоение их ремонта было для нас делом новым, мы практически начинали с нуля, на голом энтузиазме. Оснастка делалась собственными си­лами, скупался ремфонд, налажива­лось материально-техническое обес­печение.

Эти мероприятия позволили в ка­нун 60-летия завода остановить отток квалифицированных кадров, падение объемов производства и создать базу для их последующего наращивания. В 2001г. объем производства уже дос­тиг уровня 1991г.

В 2002г. завод освоил ремонт главного редуктора ВР-2. Оборудова­ние, оснастка и конструкторско-тех­нологическая документация были приобретены на Кутаисском авиаре­монтном заводе. Смонтированы ис­пытательные стенды, позволившие в полном объеме освоить технологи­ческий процесс ремонта и испыта­ний. Организована поставка запас­ных частей с завода-изготовителя PZL «Rzeshow».

Совместно с ОАО «Камов» освоен и производится ремонт колонки несу­щего винта и гидроагрегатов вертоле­тов Ка-2б, что позволяет сохранить и продолжить эксплуатацию данного типа летательного аппарата в авиа­компании ООО «Газпромавиа».

Продолжается совершенствова­ние производственной базы завода. Перестраивается и совершенствуется технологический процесс ремонта пол измененную номенклатуру выпус­ка авиатехники.

Динамично развивается создан­ная в 1997 г. авиакомпания завода «МАРЗ», обслуживающая нефтедобы­вающие компании тюменского и се­верного регионов России.

Эффективная работа создала возможность за последние годы вы­полнить на заводе большой объем работ по ремонту и реконструкции зданий, сооружений и инженерных сетей, приобрести современное обо­рудование. На эти цели затрачено около $ 1 млн. собственных средств.

В марте этого года завод успешно прошел очередную проверку феде­ральных авиационных органов и Ави­арегистра МАК на соответствие про­изводства сертификационным требо­ваниям по ФАП-145Р и АП-145Р.

«АП»: Чем привлекательны для заказчиков услуги МАРЗа по срав­нению с другими авиаремонтными заводами?

В.С.: Ремонт вертолетов Ми-2 мы выполняем в более полном объеме, чем все остальные российские предп­риятия. При этом редуктор ВР-2 и хвостовой винт можно отремонтиро­вать только у нас.

Завод имеет большой опыт по покраске. Внедрены и используются новые технологии: покраска полиу­ретановыми эмалями, нанесение тра­фаретов и товарных знаков на вини­ловых пленках с применением компьютерных технологий. Мы ис­пользуем современные зарубежные смывки - более безопасные и эф­фективные.

«АП»: Валерий Михайлович, несколько слов о дальнейшем раз­витии предприятия.

В.С.: На ближайшие годы основной задачей является дальнейшая модер­низация производства и внедрение современных технологий, которые поз­волят заводу участвовать в процессе обеспечения летной годности старею­щего парка воздушных судов: более 1700 самолетов Ан-2 и 500 вертолетов Ми-2, находящихся в реестре Российс­кой Федерации. Квалифицированные кадры ремонтников и эксплуатацион­ных специалистов по вертолету Ми-2, техническая оснащенность завода поз­воляют ему стать центром ТОиР.

Проведенный заводом совместно с АНТК им. О.К. Антонова комплекс мероприятий по замене хлопчатобу­мажной ткани крыльев и оперения са­молета Ан-2 на полиэфирную синте­тическую позволяет после ее внедре­ния увеличить межремонтный кален­дарный срок службы в два раза. К со­жалению, этот вопрос не решается на отраслевом уровне, и наши, российс­кие эксплуатанты вынуждены зани­маться продлением ресурса совмест­но с ГосНИИ ГА и АНТК им. О.К. Анто­нова. На Украине и в Белоруссии Ан-2 летают с синтетической обшивкой крыла, наш завод уже два года ис­пользует эту технологию для самоле­тов аэроклубов.

В долгосрочной перспективе нам необходимо совершенствовать инф­раструктуру аэродрома, упрочнить или модернизировать ВПП, сертифицировать аэродром. Это потребует ус­тановки нового, более совершенного навигационного и метеорологическо­го оборудования.

В заключение хочу выразить благодарность всем нашим парт­нерам и от всей души поздравить коллектив завода с юбилеем, поже­лать крепкого здоровья, личного счастья, удачи и благополучия!

 

Беседу вел Олег Иванов

Возврат к списку

© 2008 МАРЗ ДОСААФ   ГЛАВНАЯ   |   КАРТА САЙТА   |   ПОИСК   |   КОНТАКТЫ   |   ТАРИФЫ  
Разработка и поддержка
eFuture Web Services