Современный центр ТОиР в Подмосковье

Авиасоюз № 1(14), 2007

 В живописном месте Подмос­ковья, недалеко от Балашихи, расположен Московский авиа­ционно-ремонтный завод РОСТО (ДОСААФ). Сравнительно небольшое предприятие играет важную роль в авиатранспорт­ной индустрии России, обеспечи­вая надежную эксплуатацию вертолетов Ми-2 и самолетов Ан-2.

С 1995 г. завод возглавляет опытный авиационный специалист, генеральный директор Валерий Смирнов.

«АС»: Валерий Михайлович, хотел бы поделиться собственными впечатлениями от посещения Вашего предприятия, на котором я не был несколько лет. В ангарах и на внеангарных стоян­ках стало значительно больше авиатехники, чем в конце 90-х годов, наряду с вертолетами появились и самоле­ты. Заводская инфраструктура в работоспособном состоянии, во многих цехах и помещениях проводятся ремонт и реконструкция. Завод, на мой взгляд, явно на подъеме. Это так?

В.С.: Действительно, за послед­ние годы многое изменилось на заводе. Мы значительно увеличили объе­мы ремонта вертолетов Ми-2 всех модификаций, в 2006 г. прошли ремонт 45 этих винтокрылых машин. В последние годы мы также освоили капитальный ремонт самолетов Ан-2 - в 2006 г. выпустили 49 воз­душных судов. Можно сказать, что на нашем заводе произошла концентра­ция ремонта вертолетов Ми-2 и самолетов Ан-2, эксплуатирующихся на постсоветском пространстве. Мы ре­монтируем примерно 90% российс­кого ремфонда вертолетов Ми-2 и 70% Ан-2.

Существенное место в деятельности предприятия занимает моторо­ремонтное производство. Это, прежде всего, капитальный ремонт авиадвигателей АШ-62ИР (для самолета Ан-2), в 2006 г. отремонтировано 99 единиц. Мы также выполняем ремонт авиадвигателей АИ-14РА, М-14П, агрегатов вертолета Ка-26. Хотел бы заметить, что по указанной авиатехнике и ее агрегатам завод выполняет любые виды и объемы ре­монта, работы по бюллетеням промышленности и продлению ресурсов, техническое обслуживание, транс­портировку в ремонт и из ремонта.

Работы по модернизации и реконструкции производства, в том числе и те, на которые Вы обратили внима­ние, связаны как с увеличением объемов производства, так и с внедрением современных технологических процессов.

«АС»: Не могли бы ВЫ привести конкретные примеры новых техпроцессов, внедренных на заводе в по­следнее время?

В.С.: Я бы выделил освоение ремонта главного редуктора ВР-2 вер­толета Ми-2. Ремонт и испытания этого важнейшего агрегата проводятся в специально оборудованном по­мещении на уникальном стенде. Мы также выполняем механическую об­работку ответственных деталей на универсальном координатно-расточном станке, внедрение которого позволило снизить себестоимость ре­монта и сократить сроки.

При покраске воздушных судов наряду с традиционными эпоксидны­ми эмалями мы по желанию заказчика наносим пок­рытия с использованием акриловых и полиуретановых эмалей, что существенно улучшает эстетические и эконо­мические характе­ристики авиатехники.

В процессе ре­монта самолета Ан-2 производится замена хлопчатобумажной ткани крыльев и оперения на полиэфирную синтетическую, устанавливается до­полнительная система обогрева сало­на для эксплуатации в северных ши­ротах. Хотя мы ремонтируем авиатех­нику, находящуюся в эксплуатации десятки лет, требования к ее комфорту постоянно растут. На заводе осво­ены работы по переоборудованию Ан-2 и Ми-2 в варианты с салонами повышенной комфортности.

Естественно, на все виды выпол­няемых работ и на соответствие про­изводства современным требованиям предприятием получены необходи­мые сертификаты от российских фе­деральных авиационных органов и Межгосударственного авиационного комитета. Качество ремонта является основным приоритетом и для меня, как руководителя предприятия, и для всего коллектива завода.

Многие российские авиакомпа­нии приобретают вертолеты зарубежного производства, которым требуются качественное техобслуживание и ремонт. С учетом этого завод провел соответствующую подготовку и получил разрешение от Изготовителя на выполнение технического обслуживания вертолетов Robinson R-44. В дальнейшем мы планируем освоить капитальный ремонт этих вертолетов.

«АС»: Валерий Михайлович, насколько я знаю, Вы были инициатором создания заводской авиакомпании.

В.С.: Почти 10 лет наша авиакомпания «МАРЗ» является важным структурным подразделением завода, вносит большой вклад (25%) в общий объем производства предприятия. Парк авиакомпании насчитыва­ет 10 вертолетов Ми-2.

Работа специалистов авиакомпании, летного и инженерно-технического состава, их опыт и высокая ква­лификация по достоинству оценены заказчиками, известными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями, в частности ООО «Лукойл Западная Сибирь», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» и др. Вертолеты авиакомпании работают в Тюменской и Архангель­ской областях, других регионах России. Они выполняют перевозку гру­зов, патрулирование нефтегазовых трубопроводов, сельскохозяйственные, исследовательские и другие ви­ды работ. Мы рассчитываем и в даль­нейшем уделять большое внимание развитию заводской авиакомпании.

«АС»: Каковы планы МАР3а в ближайшие годы?

В.С.: Главная задача - обеспечить надежную эксплуатацию парка воз­душных судов с учетом большой на­работки их ресурса. Именно для это­го планируются дальнейшая модер­низация производства и внедрение новых современных технологий. Мы готовы принять активное участие в работах по увеличению ресурсов и сроков службы вертолетов Ми-2 совместно с МВ3 им. М.Л.Миля и ГосНИИ ГА. Все это позволит прев­ратить МАР3 в современный центр технического обслуживания и ремон­та авиатехники, в том числе и зару­бежного производства.

В наших планах - освоение капитального ремонта самолетов Як-18Т и при необходимости вертолетов Ми-8 и их агрегатов. Из новых технологических процессов я бы отметил ис­пользование лазерной установки для раскроя деталей авиационной техники различного назначения. В ближайшей перспективе - модернизация инфраструктуры аэродрома и сертификация аэропортовой деятельности.

«АС»: Валерий Михайлович, прак­тически все годы своей профессиональной деятельности Вы занимаетесь поддержанием летной годности воздушных судов так называемой малой авиации. Какие вопросы, на Ваш взгляд, необходимо решить для даль­нейшего развития этой важной для экономики страны отрасли авиации?

В.С.: Трудно переоценить значе­ние малой авиации для России, дос­таточно посмотреть на ее карту. Я бы также отметил ее важную роль не только с экономической точки зрения, но и, если хотите, в патриоти­ческом плане. Именно в малой авиации проходят первичную летную под­готовку многие будущие пилоты ВВС и гражданской авиации. Дальнейшему развитию спортивной авиации, во­енно-технических видов спорта уде­лено большое внимание в поздравле­нии Президента России в связи с 80-летием РОСТО(ДОСААФ).

В ближайшие годы трудно рассчитывать на появление новых малоразмерных конкурентоспособных отечественных воздушных судов. При этом потенциал Ми-2, Ан-2, Як-18 далеко не исчерпан. Необходима их модернизация, установка современной авионики, новых экономичных авиадвигателей и др. Следует также оперативно решить вопрос с производством в России авиационного бензина Б-91 для обеспечения эксплуатантов поршневой авиатехники. В настоящее время авиапредприятия вынуждены приобретать необходимое горючее финского производства по цене выше, чем в Европе. Это не делает чести отечественным нефтедобывающим компаниям и производителям ГСМ.

Недавно на нашем заводе специалисты всех заинтересованных организаций обсуждали вопросы эксплу­атации вертолетов Ми-2, их модернизации, продления ресурсов и сроков службы. Мы рассчитываем, что принятые на совещании решения по повышению эффективности эксплуатации Ми-2 будут реализованы.

 

Беседу вел Илья Вайсберг

Возврат к списку

© 2008 МАРЗ ДОСААФ   ГЛАВНАЯ   |   КАРТА САЙТА   |   ПОИСК   |   КОНТАКТЫ   |   ТАРИФЫ  
Разработка и поддержка
eFuture Web Services